Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей. Когда родители используют физическое наказание для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к сознанию ребёнка ведёт «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто используют физическое наказание, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и не желание исправиться, а совсем другие чувства:
- снижение самооценки: «Я плохой , я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие»;
- протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по- своему»;
- возмущение, обиду: « Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения»;
- изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;
- непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»;
Если вы не понимаете причин неправильного поведения ребёнка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
Механизм развития конфликта: ситуация – мысли – чувства - действия.
1. Ситуация. Причины.
Поведение ребёнка, которое может привести к физическому наказанию:
- не слушается, дерётся, ведёт себя вызывающе;
- обманывает;
- ворует;
- ломает игрушки, портит вещи;
- не выполняет домашних обязанностей;
- капризничает во время еды, при отходе ко сну;
делает всё медленно;
- ноет, хнычет;
2. Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребёнок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребёнка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребёнок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, как они себе его воображают.
3. Чувства
Отрицательные чувства родителей - раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят к действию (физическому наказанию).
4. Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для ребёнка заслуженными и заставят изменить поведение.
Эту цепь родители могут прервать на любом этапе.
Советы родителям
1. На уровне ситуации.
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребёнку незачем было вести себя неправильно.
Пример: ребёнок постоянно обращается с просьбами, требованиями, не даёт родителям поговорить друг с другом.
Предложение: не дожидайтесь, пока ребёнок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы сразу уделите ребёнку хотя бы 15 минут, поиграйте с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои тёплые чувства ребёнку (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто погладьте по руке).
2. На уровне мыслей и образов.
Не предъявляйте ребёнку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
Пример:отец шлёпает свою двухлетнюю дочь, чтобы « научить её не выбегать на шумную улицу».
Предложение: присматривайте за малышкой в опасных ситуациях, пока она не достигнет возраста 6-7 лет; тогда она сама сможет оценить степень опасности.
И взрослые, и дети лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.
Пример:ребёнок обманывает.
Предложение:родители должны понять, что ребёнок не родился лгуном и у него должны быть причины для обмана.
3. На уровне чувств.
Если поведение ребёнка всё-таки вызвало раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании. Используйте приёмы самоуспокоения, глубокий вдох, счёт до десяти, расслабление мышц.
4. На уровне действий.
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.
Пример: ребёнок возится и толкается до тех пор, пока его не отшлёпают. Тогда он успокаивается.
Предложение: кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы ещё не испробовали.