На собрании родителям были предложены игры на развитие фонематического слуха, на развитие лексико-грамматических категорий и развитие пространственных представлений. Такие игры с детьми дома способствуют становлению правильной речи и вызывают положительный настрой на совместную деятельность.
Игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания.
- «Назови картинки парами». Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
- «Спортсмены». Предлагаем ребенку топнуть или шагнуть (подпрыгнуть), если он услышит заданный звук, например звук [У]. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок выполняет движение, услышав этот звук : А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.
- Услышь – хлопни. Взрослый произносит ряд слогов и слов, а ребёнку с закрытыми глазами, услышав заданный звук предлагает хлопнуть в ладоши. Например, звук [Х]: пу, мох, ком, ах, бах, на, ту, хор.
- «Зоркий глаз». Детям предлагаем найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. Например, найди слова со звуком [Т]: стул, стол, телефон, стекло.
- Назовите второй звук в слове. Цель: учить слышать звуки в словах.
- Назовите первый звук в слове. Цель: учить слышать звуки в словах.
- Назовите последний звук в слове. Цель: учить слышать звуки в словах.
- Поймай звук. Цель: учить слышать слова с заданным звуком.
Ход игры: Предложите ребенку отгадать одно слово, в котором слышится заданный звук. Например:
звук [Б] - бант, мука.
звук [А] – Катя, окно.
звук [Т] – каша, тарелка.
звук [П]–волосы, лопата.
звук [М] – мышка, книжка.
Игры для формирования лексико – грамматического строя речи ребенка.
Развитие ассоциаций.Взрослый называет слово-предмет, а дети в ответ называют слово-признак или слово-действие. Например, играем по первому кругу со словом –кот, дети называют только слова-признаки, играя по второму кругу дети называют слова-действия.
- «Четвертый лишний».Цель: находить лишний предмет и давать обоснование почему.
- «Назови семью». Цель: учить называть семью.
- «Чей? ЧЬЯ? Чьи?». Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных.
- «Посчитай». Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие игры и работа карандашом с тетрадью в клеточкуспособствуют преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо.
1.Ориентировка на листе (лист белой бумаги и цветные карандаши).
-нарисуйте желтым карандашом в центре листа круг;
-нарисуйте вверху справа овал синим карандашом;
-нарисуйте вверху слева зеленым карандашом квадрат;
-нарисуйте снизу три треугольника красным карандашом.
Если мы работаем по картинке, задаем вопросы такого типа: «Где на рисунке солнце?» (В верхнем правом углу) или «В какой руке девочка держит шарик?» (В правой). «Где находится песочница?» (В нижнем правом углу).
- Сверху, снизу, справа, слева. Цель: ориентироваться в пространстве.
3.«Предлоги». Цель: учить правильно, употреблять данные предлоги.
Назовите, где находятся коты на этой картинке.
- «Чудесный мешочек». Цель: определять на ощупь предмет, называть его, придумывать предложение с данным предметом.
Давайте завяжем или закроем крепко глаза и каждый определит на ощупь предмет в мешочке, только потом его назовёт и составит предложение с этим предметом
- «Исправь ошибки Незнайки».Цель: учить слышать и исправлять данные ошибки.
Учимся выполнять графические диктанты.
Графический диктант — это воспроизведение рисунка ребёнком под диктовку взрослого. Выполняется он на листе бумаги в клетку. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой. Успехов вам и вашим детям!