Детский сад – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка.

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги  и сами дети - сверстники дошкольника.

Речевое общение - од­но из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компе­тентности ребенка.

        Во время наблюдения  за детьми с общим недоразвитием речи  группы комбинированной направленности выявила, что эти  дети  в большинстве случаев оказываются соци­ально несостоятельными, в силу ряда обстоятельств:

  • дошкольники не имеют достаточного набора адаптируемых способом поведения;
  • они не способны искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения.

Для решения данной проблемы поставила цель и определила задачи  

Цель: создание для детей  равных стартовых возможностей для дальнейшего  обучения  в школе.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

  1. Активизировать деятельность педагогов групп комбинированной  направленности для детей с  нарушениями речи по следующему направлению: развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
  2. Развивать социально-коммуникативную  компетентность  детей с общим недоразвитием речи.
  3. Определить  пути  продуктивного взаимодействия с родителями,  оказать помощь в понимании своеобразия развития  ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи  предполагает формирование следующих умений:

понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);

  • спокойно отстаивать свое мнение;
  • выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • получать необходимую информацию в общении;
  • вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);

Для развития процесса социализации дошкольников с ОНР я  использую  в коррекционной работе не только учебные задания, но и естест­венные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса по­лученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, ар­тикуляции.

Например в традицию вошло  «Утреннее приветствие» -  взрослый и дети стоят в кругу и желают друг другу доброго утра, передавая при этом игрушку или любой предмет, обращаясь к товарищам: «Здравствуйте, я пришёл!»; при этом  один говорит приветствие, а другие добавляют к нему имя  ребёнка .

А также  коммуникативные игры  «Просьба». Эта игра парами. Дети просят друг у друга что-нибудь. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов.  Для этого ребёнок должен использовать в своей просьбе вежливые слова, обращаться по имени к собеседнику, говорить комплименты и др.

Одним из важных этапов является работа с воспитателями, так как именно они постоянно закрепляют все полученные детьми знания  на занятиях.

Для повышения эффективности данной работы был разработан  план работы взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.

В целях  повышения  у педагогов  компетентности по вопросам развития речевых  навыков у детей провожу  консультации и мастер- классы на темы: « Ребёнок плохо говорит. Почему?», « Совместная деятельность логопеда и воспитателя», «Роль артикуляционной гимнастики  в коррекционно - логопедической работе», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей с ОНР.»

     Для повышения эффективности данной работы я  активно привлекаю родителей к этому процессу, используя разнообразные формы со­вместной работы детей, педагогов и родителей. Например: на родительском собрании показала  коррекционное  занятие  на тему «Осень».  Родители учились приемам активизации словаря, развитию связной речи;

Часто в работе с родителями использую традиционные формы работы, такие как тематические консультации:

  • «Домашнее задание: делать или нет?»;
  • «Возрастные особенности детей»,
  • «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников»;

 Провела  мастер-класс по теме: «Игры с язычком», где смогла научить родителей выполнять различные  упражнения артикуляционной гимнастики , которыми они пользуются  при выполнении домашних заданий , что в дальнейшем  значительно облегчило индивидуальную работу с детьми;

Чтобы заинтересовать родителей и детей и привлечь их к общению между собой  в течение учебного года организовывала:

  • детско-родительские выставки поделок из бумаги, природного и бросового материала на различные лексические темы.
  • совместные проекты «Родословная семьи», «Моя малая Родина» и др.

 Тем самым учила родителей закреплять лексический материал во время продуктивной деятельности;

Для  определения  уровня  развития социально-коммуникативной компетентности дошкольника  с  проблемами в развитии речи использую мониторинг. Для этого мною были  разработаны  критерии:

  1.  Умение ясно и понятно выражать свои мысли.
  2.  Умение вступать в контакт.
  3.  Умение поддерживать диалог.

По выше перечисленным параметрам выделила  уровни успешности и разработала бальную систему

 По результатам  проведённой мною работы наблюдения за детьми  во время игр и  в свободной деятельности  показывают, что 95% от общего количества детей умеют  вступать в контакт,  89% умеют  взаимодействовать с партнером, 87% умеют строить общение с учетом ситуации.

     Таким образом, эффективность процесса социализации дошкольников, во многом, зависит от активного взаимодействия педагогов, родителей и детей. При этом обучению родителей отводиться важное место в этом процессе.

   По  результатам  проведённой мною работы я отметила, что развитие социально-коммуникативных способностей у детей необходимо начинать как можно раньше. Поэтому в перспективе планирую свою работу в данном направлении  начинать  с детьми со среднего возраста.


Лисята

 
   

  Пчёлки

   

   Медвежата

   

    Львята

  

     Котята

 
   

     Бельчата

   

   Ежата

   

  Утята

   

    Зайчата

Фотогалерея

cnt.sputnik.ru