Детский сад – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка.
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Речевое общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
Во время наблюдения за детьми с общим недоразвитием речи группы комбинированной направленности выявила, что эти дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, в силу ряда обстоятельств:
- дошкольники не имеют достаточного набора адаптируемых способом поведения;
- они не способны искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения.
Для решения данной проблемы поставила цель и определила задачи
Цель: создание для детей равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе.
Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:
- Активизировать деятельность педагогов групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи по следующему направлению: развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
- Развивать социально-коммуникативную компетентность детей с общим недоразвитием речи.
- Определить пути продуктивного взаимодействия с родителями, оказать помощь в понимании своеобразия развития ребенка с общим недоразвитием речи.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи предполагает формирование следующих умений:
понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);
- спокойно отстаивать свое мнение;
- выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- получать необходимую информацию в общении;
- вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);
Для развития процесса социализации дошкольников с ОНР я использую в коррекционной работе не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
Например в традицию вошло «Утреннее приветствие» - взрослый и дети стоят в кругу и желают друг другу доброго утра, передавая при этом игрушку или любой предмет, обращаясь к товарищам: «Здравствуйте, я пришёл!»; при этом один говорит приветствие, а другие добавляют к нему имя ребёнка .
А также коммуникативные игры «Просьба». Эта игра парами. Дети просят друг у друга что-нибудь. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов. Для этого ребёнок должен использовать в своей просьбе вежливые слова, обращаться по имени к собеседнику, говорить комплименты и др.
Одним из важных этапов является работа с воспитателями, так как именно они постоянно закрепляют все полученные детьми знания на занятиях.
Для повышения эффективности данной работы был разработан план работы взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.
В целях повышения у педагогов компетентности по вопросам развития речевых навыков у детей провожу консультации и мастер- классы на темы: « Ребёнок плохо говорит. Почему?», « Совместная деятельность логопеда и воспитателя», «Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно - логопедической работе», «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей с ОНР.»
Для повышения эффективности данной работы я активно привлекаю родителей к этому процессу, используя разнообразные формы совместной работы детей, педагогов и родителей. Например: на родительском собрании показала коррекционное занятие на тему «Осень». Родители учились приемам активизации словаря, развитию связной речи;
Часто в работе с родителями использую традиционные формы работы, такие как тематические консультации:
- «Домашнее задание: делать или нет?»;
- «Возрастные особенности детей»,
- «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников»;
Провела мастер-класс по теме: «Игры с язычком», где смогла научить родителей выполнять различные упражнения артикуляционной гимнастики , которыми они пользуются при выполнении домашних заданий , что в дальнейшем значительно облегчило индивидуальную работу с детьми;
Чтобы заинтересовать родителей и детей и привлечь их к общению между собой в течение учебного года организовывала:
- детско-родительские выставки поделок из бумаги, природного и бросового материала на различные лексические темы.
- совместные проекты «Родословная семьи», «Моя малая Родина» и др.
Тем самым учила родителей закреплять лексический материал во время продуктивной деятельности;
Для определения уровня развития социально-коммуникативной компетентности дошкольника с проблемами в развитии речи использую мониторинг. Для этого мною были разработаны критерии:
- Умение ясно и понятно выражать свои мысли.
- Умение вступать в контакт.
- Умение поддерживать диалог.
По выше перечисленным параметрам выделила уровни успешности и разработала бальную систему
По результатам проведённой мною работы наблюдения за детьми во время игр и в свободной деятельности показывают, что 95% от общего количества детей умеют вступать в контакт, 89% умеют взаимодействовать с партнером, 87% умеют строить общение с учетом ситуации.
Таким образом, эффективность процесса социализации дошкольников, во многом, зависит от активного взаимодействия педагогов, родителей и детей. При этом обучению родителей отводиться важное место в этом процессе.
По результатам проведённой мною работы я отметила, что развитие социально-коммуникативных способностей у детей необходимо начинать как можно раньше. Поэтому в перспективе планирую свою работу в данном направлении начинать с детьми со среднего возраста.