В школе Ваш ребенок знакомится со многими правилами безопасного поведения, которые могут сохранить ему здоровье и жизнь. Но теоретические знания далеко не всегда превращаются в практику поведения в реальной жизни.
Причин тому много. Среди них - нескоординированная воспитательная позиция семьи и школы, когда примеры ежедневного поведения взрослых идут вразрез с тем, чему учат ребенка в школе. Многие правила поведения, несоблюдение которых вызывает риски для здоровья, большинство родителей знают «теоретически», но практически выполняют редко. Дети постоянно находятся перед трудным выбором. Делать так, как учат в школе, или следовать примеру поведения родителей? Как лучше преодолеть это жизненное противоречие? Мы хотим поделиться с Вами своими взглядами на экологическое воспитание и предложить объединить свои усилия с детским садом по формированию у детей полезных привычек безопасного поведения в быту, воспитанию у него ценности здоровья и готовности к здоровому образу жизни.
Цели воспитания Вашего ребенка - научить детей экологически безопасному поведению в различных жизненных ситуациях.
Все это подчинено одной общей цели - экологическому воспитанию. Ее конечная цель - повышение экологической культуры дошкольника и его ближайшего окружения.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья рассматриваются во взаимосвязи с состоянием окружающей человека среды, ее качеством. «Здоровье окружающей нас среды и здоровье человека - взаимосвязаны» - этот закон, как аксиому, одним из первых осваивает ребенок в детском саду.
Каждый человек может очень многое сделать для благополучия своего окружения - для чистоты воздуха и почвы, безопасности одежды и питания; красоты и удобства жилища, хорошего настроения людей, воспитания у них правильного поведения. Мы даем детям советы и учим, как это делать в повседневной жизни, проводим беседы об охране окружающей среды.
В то же время, заботясь о состоянии окружающей среды, каждый должен понимать, что идеальной, тепличной среды не бывает. Жизнь - всегда полна опасностей и рисков. К этому надо быть готовым, чтобы не растеряться в опасной ситуации и суметь применить полученные в школе знания и умения в реальной жизни. Но не только знания могут спасти человека в опасных ситуациях. Важно, чтобы организм был готов сохранять свои функции даже в условиях напряжения. Как обеспечить его устойчивость к психологическим, физическим, физиологическим перегрузкам? Как повысить сопротивляемость к новым экологическим стрессам? Это путь тренировок и закаливания, умеренности во всем, правильного режима дня (без ночных бдений перед компьютером), рационального питания, избегания вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков) и т.д. Правильным поведением можно значительно расширить границы адаптации своего организма. Насколько это удастся ребенку - зависит от нас с Вами.
Вместе с детьми надо и нам с Вами учиться безопасности, потому что мир уже не тот, который был в нашем детстве: появились новые опасности и угрозы. Они связаны, прежде всего, с новой информационной средой вокруг нас. К сожалению, она несет в себе не только полезную информацию, но и опасности - перегрузки, зависимое поведение, зомбирование, внушение...
Поэтому новая задача ДОУ - научить Вашего ребенка безопасному пользованию информацией: как быстро найти нужную информацию, понять ее смысл, проверить на достоверность, эффективно работать с ней с учетом своих природных дарований. Нет детей неодаренных. Каждый может учиться хорошо, если найдет с помощью взрослого «свой метод учения». Необходимо научить Вашего ребенка понимать себя, свои скрытые возможности и таланты. Наша общая цель - развить у каждого ребенка индивидуально эффективный стиль учения и общения.
Таким образом, задача экологического воспитания - не ограждать детей от реально существующих проблем, но и не запугивать ими, а учить жить в реальном мире, делать сознательный и ответственный выбор безопасного поведения.
Наверное, Вы поняли, что экологическое образование понимается нами широко - не только как охрана природы, но и как охрана человека. То есть, экологическое образование - это образование в области экологии среды, экологии человека и социальной экологии. Такой подход не нов. Еще в XX веке академик С.Д. Лихачев писал, что «экологию, культурную, нравственную». Понимаемое в таком широком смысле экологическое образование становится, прежде всего, экологическим воспитанием.
Экологическое воспитание формирует мировоззренческую картину окружающего мира. Ведь экология - наука о взаимоотношениях человека, природы и общества. Это значит, что экология сродни философии, которая устанавливает закономерности строения и развития окружающего нас мира; сродни кибернетике, которая изучает законы управления в разных системах - природных, социальных, технических; сродни математике, которая выявляет количественные законы существования и развития окружающего мира.
В предшкольной подготовке и первых классах основная задача – мотивировать детей к обучению в школе и помочь детям адаптироваться к ней и предупредить возможные проблемы с обучением.
Детей надо учить тому, как сохранить здоровье в экологически неблагополучной обстановке (задача-минимум) и как изменить эту обстановку (задача-максимум). Важнейшим средством выживания становится информация и интеллект, который способен найти необходимую информацию, понять ее и использовать в жизни.
Мир вокруг нас во многом несовершенен, но прекрасно то, что его можно улучшать, применяя свои таланты и творчество. Вместе с ребенком мы учимся совершенствовать мир, в котором живем.
Экологическое образование сегодня призвано вооружать детей навыками жизнедеятельности в современной экологической ситуации, умением прогнозировать ее изменение, экологически ответственно рассчитывать стратегию и тактику поведения.
Таким образом, важно решить экологические проблемы и использовать все возможности решения совместными усилиями.