Дети с ЗПР (задержкой психологического развития), как правило, не больны врожденно и органических причин в их нарушениях нет.
В целом же, современные психологи считают, что дети с ЗПР делятся на 4 основных типа:
- Дети с ЗПР, причины которой кроются в ранних психологических травмах или неправильном воспитании.
- Дети с ЗПР, обусловленной конституциональными причинами, например, наследственными.
- Дети с ЗПР, вызванной соматогенными причинами - перенесенные ребенком инфекционные болезни, или хронические заболевания матери.
- Дети с ЗПР из-за незрелости нервной системы ребенка.
Среди биологических причин ЗПР можно также назвать неблагополучную беременность, недоношенность и травмы при родах.
ЗПР у детей, вызванная социальными причинами, может иметь такие корни как длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагополучный психологический климат в семье и частые стрессовые ситуации для детей, но, в большинстве случаев, дети с ЗПР имеют несколько корней проблемы.
Также дети в с ЗПР нередко слабо развиты физически, хотя это никак не коррелирует между собой, их игра однообразна и монотонна, отличается некративностью, их эмоционально-волевая сфера незрела. Дети с ЗПР отличаются бледностью и бедностью эмоций, отсутствием любопытства, слабой волей, ограниченным кругозором, низкой работоспособностью, бедным словарным запасом, нежеланием и неумением осваивать новые знания, новый опыт, часто замедленной реакцией, отсутствием культуры мышления, неумением делать выводы. Дети с ЗПР, как правило, в 7 лет не готовы к школе и сразу же попадают в категорию неуспевающих учеников, с другой же стороны, они весьма обучаемы по сравнению с умственно отсталыми детьми. Они могут часто переспрашивать учителя и просить помощи у более способных учеников.
ЗПР поддается коррекции при помощи совместной работы детей, родителей, педиатров, детских психологов, психиатров, неврологов, логопедов и дефектологов. При правильно подобранной коррекционной программе дети с ЗПР быстро выравниваются и догоняют более развитых сверстников, что может входить в коррекционную программу?
Во-первых, медикаментозное лечение и ЛФК, во-вторых, физиотерапия и фитотерапия, и наконец, коррекционно-развивающее обучение.