Получив речевое заключение ОНР, родители часто задают вопрос – Что он значит?

ОНР – общее недоразвитие речи. Это сложная речевая патология, при которой нарушены все компоненты речи (звукопроизношение, фонематический слух, лексика и грамматика).

Выделяют три уровня речевого развития у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития - речь почти полностью отсутствует: она со­стоит из звукоподражаний. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонят­ной для окружающих.

Отдельные слова, которыми они пользуются, неточны по зву­ковому и структурному составу. Дети одним названием обознача­ют различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуаци­ях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рас­сказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, обще­ние осуществляется с помощью постоянных, но сильно искажённых речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различа­ются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми пред­логами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в не­правильном произнесении звуков, нарушении слоговой структу­ры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно по­нять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.

Существительные употребляются детьми в именительном па­деже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.

Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не со­гласуются в предложении с другими словами.

Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3 – 4 фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие, со­норные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неот­четливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.

Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. 

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостат­ки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложения­ми из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей от­сутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правиль­ная грамматическая связь, логика событий не передается.

Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по ар­тикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки зву­ков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, слож­ных по слоговой структуре слов. 

Подготовила:

Учитель – логопед С.Б. Ковалёва 

 


Лисята

 
   

  Пчёлки

   

   Медвежата

   

    Львята

  

     Котята

 
   

     Бельчата

   

   Ежата

   

  Утята

   

    Зайчата

Фотогалерея

cnt.sputnik.ru