Фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. Хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различении звуков, то у него могут возникнуть большие трудности при овладении письмом.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. Хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различении звуков, то у него могут возникнуть большие трудности при овладении письмом.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки [с - ц], [с - ш], [ш – ж] и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Игры, способствующие развитию фонематического слуха и восприятия.
«Выдели слово»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний – [а].
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Шутки – минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
«Кто больше?»
Кто больше придумает слов на заданный любой звук
( Например, звук [п] - папа, помидор, пол, потолок…)
«Поймай звук »
Произносят любой заданный звук; затем взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит этот звук.
« Какое слово длинное, а какое короткое?»
Взрослый произносит любые слова, ребенок должен определить, какое слово длинное, какое короткое.
( Например, «мама» – короткое, «милиционер» – длинное).
«Отхлопай, прошагай…..»
Ребенку дается слово, которое можно прошагать, отхлопать и т.д., чтобы определить, сколько слогов в этом слове (например, «молоко» – мо – ло – ко – 3 слога, « танк» – 1 слог).
«Повторялки»
Ребенку нужно за взрослым повторить слоги:
Па – та – ка; га – ба – да; ка – ва – ха, ба – да; да – та и т.д.
«Найди первый и последний звук»
Ребенку предлагается любое слово, и он должен назвать какой 1- й звук, какой – последний (например: «стол» – 1й звук – «с», последний – «л»).
«Какой новый звук появился?»
Сон – стон каска - краска
Сук – стук кошка - крошка
Стол – столб ролик – кролик и т.д.