Игры и упражнения со звуками и словами.
Различение человеком на слух любых звуков называется фонематическим восприятием. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.
Предлагаю вашему вниманию систему игр и упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Эти игры и упражнения вполне доступны для выполнения в домашних условиях.
- Узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
Игра, «Какой музыкальный инструмент звучал?» Ребёнку завязывают глаза и он должен угадать по звуку: звенящий колокольчик, бубен, дудочку, барабан и другие музыкальные инструменты.
- Различение сходных по звучанию слов.
Игра «Исправь ошибки»
В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.
Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.
Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.
На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.
В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
- Различение слогов.
Игра «Прохлопаем слово». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова: па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Различение звуков.
Игра: «Какой звук пропал в слове?»
- Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить. арки (марки). Какой звук пропущен? («Звук м)
- Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама. осы (косы).
- Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли. ушки (пушки).
- Землю роет старый к. от (крот,
Под землею он живет.
- В зоопарке живет с. он (слон,
Словно дом огромен он.
- Мама кукле шар. (шарф) вязала,
Ей Наташа помогала.
- Серый вол. (волк, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.
- Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла. пу (лампу).
- Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к. ошки (крошки).
- Освоение навыков анализа и синтеза.
Игровое упражнение «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель — щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа-л; липа, лес, соль —ль; рыба, ковер, крыло-р; рис, крепость, букварь-рь.
Таким образом, уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Учитель – логопед Ковалёва С.Б.