Фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. Хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различении звуков, то у него могут возникнуть большие трудности при овладении письмом. 

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. Хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различении звуков, то у него могут возникнуть большие трудности при овладении письмом. 

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например,  не дифференцируют на слух звуки [с - ц], [с - ш], [ш – ж] и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Игры, способствующие развитию фонематического слуха и восприятия.

«Выдели слово» 

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?» 

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись» 

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний – [а].
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

«Кто больше?»

Кто больше придумает слов на заданный любой звук

( Например, звук [п]  - папа, помидор, пол, потолок…)

«Поймай звук »

  Произносят любой заданный звук; затем взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит этот звук.

« Какое слово длинное, а какое короткое?»

Взрослый произносит любые слова, ребенок должен определить, какое слово длинное, какое короткое.    

( Например, «мама» – короткое, «милиционер» – длинное).

«Отхлопай, прошагай…..»

Ребенку дается слово, которое можно прошагать, отхлопать и т.д., чтобы определить, сколько слогов в этом слове (например, «молоко» – мо – ло – ко – 3 слога, « танк» – 1 слог).

«Повторялки»

Ребенку нужно за взрослым повторить слоги:

Па – та – ка; га – ба – да; ка – ва – ха, ба – да; да – та и т.д.

«Найди первый и последний звук»

Ребенку предлагается любое слово, и он должен назвать какой 1- й звук, какой – последний (например: «стол» – 1й звук – «с», последний – «л»).

«Какой новый звук появился?»

Сон – стон                                каска - краска

Сук – стук                                кошка - крошка

Стол – столб                           ролик – кролик и т.д.

 

 


Лисята

 
   

  Пчёлки

   

   Медвежата

   

    Львята

  

     Котята

 
   

     Бельчата

   

   Ежата

   

  Утята

   

    Зайчата

Фотогалерея

cnt.sputnik.ru